Германия, Дрезден (Dresden)

 

Дрезден (Dresden) — столица бывшего маркграфства и королевства, а ныне земли Саксония. Город ведет свою историю с первой половины тринадцатого века, а пика своего расцвета, когда его именовали «Флоренцией на Эльбе» достиг к концу семнадцатого века, когда его правители являлись также и королями Польши, что давало им возможность вкладывать немалые средства в развитие саксонской столицы. Что в свою очередь и обеспечивает Дрездену стабильный туристический поток в нынешнее время.

Как и большинство европейских городов Дрезден имеет исторический центр, т.н. Старый город — Альтштадт, и окружающие его более современные районы. Об историческом центре и пойдет речь ниже.

От главного железнодорожного вокзала Дрездена к Старому городу (Altstadt) ведет пешеходная Пражская улица (PragerStraße).

Еще на подходе к Старому городу виднеется колокольня церкви Кройцкирхе (Kreuzkirche), или церкви Креста:

Название свое церковь получила от переданных ей в четырнадцатом веке частиц креста, на котором был распят Иисус Христос. С тех пор она не раз разрушалась и отстраивалась заново, но название осталось.

Последний раз Кройцкирхе была разрушена во время печально известных бомбардировок Дрездена англичанами и американцами. Практически весь Старый город был уничтожен либо бомбами, либо возникшим после них пожаром (как выглядел центр после бомбардировок можно посмотреть вот здесь). Благодаря частично сохранившимся стенам после войны церковь удалось восстановить. Темные блоки стен это как раз то, что сохранилось от оригинальной церкви:

Внутреннее убранство церкви подчеркнуто строго:

На башне организована смотровая площадка.

На переднем плане дворец Культуры и площадь Старого рынка перед ним, на заднем плане возвышаются башни Хофкирхе и Резиденции курфюрстов:

Расположенная по соседству с Кройцкирхе Новая ратуша. Ее башню венчает позолоченный Геркулес с рогом изобилия в руке:

 

Фрауэнкирхе (Frauenkirche) — главная протестантская церковь Дрездена. Оригинальное здание постройки середины восемнадцатого века как и многие другие здания в Старом городе было разрушено во время бомбардировок. После ее окончания власти города решили не восстанавливать ее, а оставить как памятник тем трагическим дням (неофициально считается что на ее восстановление просто не было средств). Вскоре после объединения Германии инициативная группа жителей города организовала сбор средств на восстановление и в 2005 году церковь была торжественна открыта.

При восстановлении Фрауэнкирхе также старались максимально использовать оригинальные блоки.

На вершине купола находится смотровая площадка, туда ведет отдельный проход, чтобы туристы не мешали проведению религиозных церемоний.

К востоку от Фрауэнкирхе виднеются башни Резиденции курфюрстов и церкви Хофкирхе, а между ними — здание Земперской Оперы:

Хофкирхе крупным планом:

На другой стороне Эльбы расположен Нойштадт — Новый город:

Здание Дрезденской академии изобразительных искусств, одним из первых ее руководителей был брат Джакомо Казановы — Джованни Казанова:

 

К резиденции курфюрстов от Фрауэнкирхе ведет улица Августусштрассе, вдоль которой на стене галереи расположена еще одна достопримечательность Дрездена — панно Фюрстенцуг (Fürstenzug) — Шествие князей.

Как следует из названия, панно изображает всех правителей династии Веттинов, начиная с основателя Конрада Великого и заканчивая предпоследним королем Георгом I. Кроме них на панно присутствуют и другие люди — художники, скульпторы, ремесленники, солдаты и прочие. Автор не забыл и себя, он со своими учениками завершает процессию. Изначально панно было изготовлено к юбилею правящего рода в технике сграффито, но за неполные тридцать лет оно пришло в негодность и в 1904 году начались работы по переносу изображения на фарфоровые плитки. Всего для изготовления панно было использовано более двадцати пяти тысяч плиток из знаменитого майсенского фарфора.

 

Фюрстенцуг выходит на Шлоссплац, Дворцовую площадь. Здесь находится один из входов в резиденцию курфюрстов (Residenzschloss) — Георгиевские ворота. В одном из помещений резиденции располагалась сокровищница саксонских курфюрстов — на ее базе позже был создан музей Зеленые своды (Grüne Gewölbe), к которому со временем добавился еще один музей Новые Зеленые своды (Neue Grüne Gewölbe). Новый музей открыт для свободного посещения, а посещение исторического возможно только по предварительной записи. Кроме этого здесь есть Оружейная палата, Турецкая палата и смотровая башня. Билет на все кроме исторических Зеленых сводов один. Более подробно можно ознакомиться тут.

 

По соседству, рядом со входом на Террасу Брюля находится здание бывшего Дома земельных сословий, сейчас его помещения заняты Верховным земельным судом.

 

А вот и сам вход на Террасу Брюля (Brühlsche Terrasse), прозванной «Балконом Европы». Терраса представляет собой променад вдоль набережной Эльбы.

Это место названо в честь министра Брюля, которому принадлежала эта территория, которую он получил за свои государственные заслуги. При нем здесь был построен дворец и разбит парк.

Позже, когда после поражения Наполеона в Битве Народов, в Дрездене хозяйничал наместник князь Николай Репнин-Волконский, к террасе была пристроена парадная лестница (на фото выше), а сама терраса была открыта для публики.

В конце девятнадцатого века он терраса была значительно перестроена. Брюльские постройки были снесены, а на их месте были возведены уже упоминавшиеся ранее Академия искусств и Дом земельных сословий, а также Альбертинум (Albertinum) — переделанный из старого здания арсенала дворец, в котором сейчас располагается коллекция Галереи Новых мастеров.

 

Дворцовую площадь с Новым городом соединяет старейший из сохранившихся в Дрездене мостов (начало 20 века), названный в честь саксонского короля Августа Сильного:

 

Завершает ансамбль Дворцовой площади главная католическая церковь Дрездена — церковь Хофкирхе (Hofkirche):

Хофкирхе переводится как Придворная церковь. Вообще, Дрезден был одним из центров реформации и практически все его население исповедовали лютеранство. Но один из саксонских курфюрстов Фридрих Август II был католиком (его к этому обязывал титул короля Польского). И эта церковь была построена персонально для него.

Алтарная часть Хофкирхе в нарушение традиций церковного строительства обращена на юго-запад, а не на восток.

 

За Хофкирхе находится еще одна площадь — Театральная (Theaterplatz). Здесь расположена одна из самых известных достопримечательностей Дрездена — Земперская опера (Semperoper):

Нынешнее здание является третьим по счету. Первое было построено в 1841 году архитектором Готфридом Земпером, но в 1869 было полностью уничтожено пожаром. Спустя два года началось строительство второго здания. В этот раз строительство выполнялось сыном Земпера, а сам Земпер был при нем кем-то вроде консультанта. Это здание было разрушено во время бомбардировок Дрездена во Второй мировой войне. От здания частично сохранились лишь стены. В 1977 году началось восстановление здания. Благодаря сохранившимся письменным указаниям Земпера-отца Земперу-сыну удалось максимально близко воспроизвести исторический облик здания, в котором оно существует в настоящий момент.

Рядом с расположенным по соседству с Резиденцией дворцом Ташенберг находится Холерный фонтан, поставленный здесь в 1846 году в честь избавления Дрездена от эпидемии холеры.

 

Еще одна, делящая первое место с Земперской оперой, достопримечательность Дрездена — барочный дворец Цвингер (Zwinger):

Название свое он получил по своему расположению, Цвингером называлось пространство между внешним и внутренним кольцом укреплений Старого города.

Цвингер задумывался как парковый комплекс, служащий для проведения турниров, придворных празднеств и прочих увеселительных мероприятий. Первой каменной постройкой (начало 18 века) был Павильон-на-валу, позже у нему были пристроены угловые павильоны. Восточный носит название Французского павильона, а в западном располагается Физико-математический салон с коллекцией старинных измерительных приборов. Одновременно с этим была возведена западная галерея с Коронными воротами. За Французским павильоном располагается один из самых красивых фонтанов Дрездена — фонтан Купание Нимф (Nymphenbad).

К тридцатым годам 18 века была пристроена южная часть, включающая два угловых павильона и Павильон Колоколов. К этому времени барокко уже вышло из моды, вследствие чего Цвингер оставался незавершенным вплоть до середины 19 века, когда уже упоминавшийся ранее Готфрид Земпер замкнул его с восточной стороны постройкой в стиле неоренессанс, в который сейчас располагается знаменитая на весь мир галерея Старых Мастеров (Gemäldegalerie Alte Meister), основу коллекции которой составляют картины из собрания саксонских правителей. Значительная часть экспозиции музея была вывезена в СССР после Второй мировой войны, но в 1955 году все они были возвращены Дрездену и сейчас галерея может похвастаться произведениями таких авторов как Рафаэль, Рубенс, Тициан, Дюрер, Рембрандт и многих других.

Во второй половине здания до 2013 года размещалась Оружейная палата. Сейчас она переезжает в здание Резиденции курфюрстов.

Общий план Цвингера:

 

Коронные ворота (Kronentor) — символизируют королевскую власть саксонских правителей над Польшей. Воротную башню венчают четыре орла, поддерживающих корону польских королей.

 

Здание галереи Земпера:

Рядом со входом в галерею размещена бронзовая табличка:

«Музей проверен. Мин нет. Проверял Ханутин». Эту надпись оставил сапер Красной армии во время работ по разминированию города (после бомбардировок оставалось много неразорвавшихся бомб). Оригинальная надпись была сделана краской и по-русски, позже для истории ее высекли в стене, а в итоге повесили вот такую табличку на немецком. Аналогичные надписи есть и на стенах Хофкирхе и Резиденции, но широкую известность получила только эта надпись на стенах Цвингера.

 

Павильон-на-валу (Wallpavillon):

 

Немецкий павильон (Deutscher Pavillon):

 

Французский павильон (Französischer Pavillon):

 

Павильон колоколов (Glockenspielpavillon) — назван так в тридцатых годах двадцатого века (до этого носил название Городского павильона (Stadtpavillon)):

Каждые четверть часа сорок колоколов играют определенную мелодию, которые в свою очередь меняются по временам года.

Справа от Павильона колоколов расположен музей майсенского фарфора (Porzellanpavillon).

 

И напоследок, совершить небольшое путешествие в пространстве и времени можно если пройтись от Старого города в сторону Стеклянной мануфактуры:

Если бы не надписи на немецком, то и не сразу поймешь, в Германии ли ты все еще, или уже на родине.

А вот и сама Стеклянная мануфактура (Gläsernen Manufaktur) — здание завода Фольксваген в довольно оригинальном исполнении:

По заводу организуются экскурсии, желающие могут узнать подробности тут.