Мексика, археологическая зона Тула (Tula)

 

Археологическая зона Тула (Tula) — древний город тольтеков, расположенный к северу от современного Мехико, само существование которого долгое время было предметом споров. Несмотря на множество упоминаний об этом городе и его обитателях в индейских легендах, древняя Тула была обнаружена только в сороковые годы прошлого века.

История:

История государства тольтеков довольно туманна, во многом благодаря ацтекам, которые с одной стороны уничтожили множество исторических документов после основания собственной империи (этакая цензура того времени), а с другой — напридумывали множество мифов и легенд, так или иначе связанных с Тулой, ее населением и легендарным правителем по имени Се-Акатль-Топильцин-Кетцалькоатль.

Первое поселение появилось на месте древней Тулы по современным оценкам около 400 года до н.э. и долгое время находилось в тени более влиятельных соседей, в частности Теотиуакана. Сохранившихся построек этого периода не осталось совсем, то немногое что сейчас есть, это остатки стен и фундаментов образующих т.н. Малую Тулу (Tula Chico). К концу первого тысячелетия, уже после упадка Теотиуакана, роль города возрастает и южнее Малой Тулы строится Большая Тула (Tula Grande), центральные постройки которой и являются сейчас основной целью приезжающих сюда туристов. На недолгий период времени Тула (другое название — Толлан) становится региональным лидером, распространяя свое влияние по всей центральной Мексике. Именно с этим периодом и связаны легенды о Кетцалькоатле.

Се-Акатль-Топильцин был сыном (по другой версии внуком) одного из правителей Тулы. Придя в ходе вооруженной борьбы к власти, он объявил главным богом Кетцалькоатля — Пернатого Змея, а себя верховным жрецом под его именем (в то время это было в порядке вещей, когда правитель, являющийся также и верховным жрецом принимал имя того бога, которому служил, являясь при этом неким живым олицетворением этого бога для своих подданных). Одним из важных следствий этого решения был запрет на человеческие жертвоприношения (т.к. Кетцалькоатль не приемлет кровавых жертв, в жертву ему приносили змей и бабочек). В это же время Кетцалькоатлю в Туле строится Тлауицкальпантекутли — храм Утренней Звезды (Венеры).

Борьба за власть, тем не менее, продолжалась. Противникам Топильцина-Кетцалькоатля, воспользовавшись недовольством части населения новыми порядками, в особенности тех, кто поклонялся богу Тескатлипока, удалось изгнать Кетцалькоатля и его сторонников из города. Согласно легендам, Кетцалькоатль после изгнания уплыл на восток на «плоту» из живых змей, пообещав вернуться в условленное время. В этих легендах и произошло смешение реального исторического персонажа и мифического бога.

Дальнейшая судьба реального Кетцалькоатля неизвестна. По одной из версий, его последователи с помощью союзных племен вторглись на Юкатан и покорили живших там майя. Этим якобы объясняется архитектурное сходство построек в Чичен-Ице и Туле. Другие версии, впрочем, объясняют это сходство близкими торговыми и культурными сношениями между тольтеками и майя.

Тольтекское же государство просуществовало до конца двенадцатого века, начиная с середины которого оно стало подвергаться атакам пришедших с севера племен чичимеков, и за полвека было уничтожено. Впрочем, в отличие от того же Теотиуакана, совсем люди отсюда не ушли. Место столицы тольтеков заняли поселения ремесленников, просуществовавшие вплоть до периода испанской колонизации. Позднее, южнее древней Тулы-Толлана было основано испанское поселение Тула-де-Альенде.

Как добраться:

Автобусы компании Ovnibus отправляются из Мехико в Тулу-де-Альенде от северного автобусного терминала каждые полчаса. Нужные кассы находятся у выхода №8, в левой части терминала. Стоимость проезда — 95 песо, время в пути — около полутора часов.

От автобусного терминала в Туле до археологической зоны можно добраться на такси, местными маршрутками — «коллективо», или дойти пешком.

Входов на территорию археологической зоны два, транспорт везет посетителей к главному входу (на карте ниже он обезначен как №1), если же пойти пешком, то ближе будет вход №2 (всего придется пройти чуть больше полутора километров).

Карта археологической зоны Тула на google maps:

 

Часы работы: ежедневно 09.00 — 17.00.
На территории расположены два музея: основной находится у главного входа и назван в честь первооткрывателя Тулы — мексиканского археолога Хорхе Акоста. Дополнительная Sala de Orientacion расположена с южной стороны археологического комплекса, ближе ко входу №2. Билет в археологическую зону и музеи один, стоимость — 46 песо, видеосъемка — еще 45 песо. Общее для всех объектов, находящихся в ведении INAH (государственная организация, заведующая археологическими объектами в Мексике), правило — съемка со штатива считается профессиональной и требует дополнительной оплаты (порядка четырех тысяч песо за фотосъемку и около восьми тысяч за видео).

Ориентиры

Археологическая зона Тулы достаточно компактна, на неторопливый и вдумчивый осмотр хватит меньше двух часов.

Как уже упоминалось, сохранилась лишь центральная часть Большой Тулы, которая представляет собой комплекс из нескольких построек вокруг центральной площади, ориентированных на 17° к востоку от севера (как и постройки Теотиуакана)

Наиболее интересные постройки расположены на большой платформе в северной части комплекса. Это Пирамида «B», дворец Кемадо и Стена Змей.

Пирамида «В» (Piramide B) — Одно из самых важных религиозных строений Тулы, на верхней площадке которого располагался храм Тлауицкальпантекутли — храм Утренней Звезды (Венеры), посвященный Кетцалькоатлю. Доступ в этот храм имели только правитель и высшие жрецы. Представляет собой типичный пример тольтекской архитектуры:

Установленный рядом со входом на лестницу пирамиды алтарь Чак Мооль (Chac Mool):

Еще один Чак Мооль, найденный в соседнем дворце Кемадо и полностью сохранившийся, находится в местном музее. Аналогичные алтари находили и в Чичен-Ице.

На верхней площадке пирамиды установлено четыре базальтовых «атланта» (еще один находится в музее археологии в Мехико). Предполагается, что они вместе с другими колоннами использовались для поддержания крыши храма.

Атланты изображают тольтекских воинов высокого ранга, на голове у них плюмаж из перьев, символизирующий Кетцалькоатля, грудь защищает доспех в форме бабочки, оружие представлено ножом в правой руке и приспособлением для метания дротиков в левой.

На поясницах воинов находится солнечный диск тескакуитлапили (tezcacuitlapilli) — символ солнца и бога Тескатлипока, отличительный знак воинов:

 

Колонны позади атлантов украшены резьбой, на одной из них предположительно изображен сам Топильцин-Кетцалькоатль:

Вид на центральную площадь с пирамиды «B»:

На северной стороне пирамиды, рядом с Коатепантли, сохранилась небольшая часть барельефа, когда-то украшавшего всю пирамиду.

На нем изображены занимающие важное место в религии тольтеков (да и многих других индейцев) животные.

Ягуар:

Койот:

Орел, клюющий человеческое сердце:

И собственно сам Кетцалькоатль:

С восточной стороны от пирамиды «B» находятся руины «дворца Кетцалькоатля«, предполагается, что вместе с расположенным между ним Пирамидой «C» Зданием «4» он образовывал жилой комплекс правителей Тулы:

 

С западной стороны пирамиды «B» находится Дворец Кемадо (Palacio Quemado) — или Сгоревший дворец, названный так потому что его руины имеют следы пожара:

Археологи полагают, что этот дворец не был жилым, а использовался в качестве «рабочего» помещения правителей Тулы. Здесь они принимали докладчиков, проводили встречи с советниками и жрецами, участвовали в официальных и религиозных церемониях.

Дворец Кемадо состоит из трех больших помещений с многочисленными колоннами, которые поддерживали крышу здания. Каждое помещение имело отдельный вход и небольшое патио (открытую внутреннюю площадку без крыши) в середине зала. Что интересно, в центральном зале и на внешней платформе колонны квадратные, а в остальных помещениях — круглые.

Схема дворца Кемадо

 Дворец Кемадо, правый зал

Дворец Кемадо, центральный зал

В центральном зале расположен небольшой алтарь, возле которого найдены предметы из морских раковин и бирюзы, вероятно жертвенные подношения. Также здесь сохранились остатки барельефов, украшающих скамьи, стоящиее вдоль стен.

На этом барельефе изображена процесия воинов. Возглавляет процессию правитель или верховный жрец в образе бога дождя — Тлалока:

Некоторые уцелевшие части барельефов храняться в музее Sala de Orientacion.

На этом изображен уже упоминавшийся тескакуитлапили — солнечный диск:

А на этом барельефе изображен куаушикалли (cuauhxicalli) — алтарь для приносимых в жертву человеческих сердец:

Мишкоатль (Mixcoatl) — один из правителей Тулы:

В небольших помещения в северной части дворца было обнаружено большое количество керамических изделий, что может указывать на то, что эти помещения использовались как склады.

 

Стена Змей (Muro de Serpientes) — или Коатепантли (Coatepantli) на языке науатль. У ацтеков, перенявших эту постройку от тольтеков, подобные стены использовались для огораживания территории храмов и прочих сакральных мест. Скорее всего тольтеки возвели эту стену с той же целью.

Стена украшена изображениями гигантских змей, пожирающих человеческие скелеты, что может указывать на человеческие жертвоприношения:

 

Цомпантли (Tzompantli) — наиболее вероятный перевод с науатль — стена черепов. Как можно догадаться из названия, эта платформа использовалась для хранения и демонстрации черепов, принесенных в жертву людей (обычно это были пленники, захваченные во время военных действий).

Это еще одно, общее для Тулы и Чичен-Ицы строение. И в обоих городах Цомпантли находится с восточной стороны стадиона.

 

Стадион для игры в мяч (Juego de pelota) — в Туле их два:

Стадион №1:

Здесь было найдено захоронение, предположительно воина, одетого в наряд Тлалока. По краям поля находятся ниши для статуй богов, в честь которых проводились игры.

Стадион №2:

Этот стадион значительно больше первого и имеет много общих черт с Большим стадионом в Чичен-Ице.

Пирамида C (Piramide C) — еще одна постройка, имеющая важное религиозное значение в древней Туле. Ее архитектура схожа с архитектурой пирамид Солнца и Луны в Теотиуакане, что указывает на значительную культурную связь Тулы и Теотиуакана.

К сожалению, это задние сильно пострадало от времени, предположительно на его вершине был возведен храм, возможно похожий на тот, что располагался на пирамиде В. Но неизвестно, какому божеству он был посвящен.

Вид на пирамиду «B» и дворец Кемадо с пирамиды «С»:

 

В связи с  пирамидой «С» нужно рассматривать и Малый храм (Adoratorio), расположенный на площади.  Он ориентирован по лестнице пирамиды «С» и, судя по всему, играл важную роль в религиозных церемониях и ритуалах. Изначально он был украшен барельфами с изображениями воинов и сановников. На его вершине находился Чак Мооль.

 

Здание K (Edificio K) — точное назначение этой постройки неизвестно, предположительно использовалась для проведения официальных церемоний. Это единственная постройка древней Тулы, которая использовалась и после ухода тольтеков.

 

Кроме собственно археологической площадки имеет смысл посетить и оба музея, в которых находятся наиболее ценные находки. Вот некоторые из них:

— отлично сохранившийся Чак Мооль из дворца Кемадо

— фигура знаменосца

— фрагменты колонн храма Утренней Звезды с изображениями Тлалока и Тескатлипока


В заключение:

Если после осмотра археологической зоны еще остались силы, то можно не возвращаться ко входу №1, а выйти через вход №2 и прогуляться до центра современной Тулы пешком. Для этого нужно от входа №2 повернуть направо и через метров двести спуститься к речке. На другой стороне моста будет находится улица Quetzalcoatl, по которой можно выйти к Сокало и Кафедральному собору Тулы.

Сокало:

Кафедральный собор:

 

Январь 2013, Мексика, Идальго, Тула-де-Альенде

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: