Мексика, Археологическая зона Бонампак (Bonampak)

 

Археологическая зона Бонампак (Bonampak) — не самый старый и не самый значительный город майя, но получивший известность благодаря хорошо сохранившимся фрескам в одном из его храмов, являющим собой прекрасный образец искусства древних майя.

История

История возникновения города известна плохо. Сами древние майя называли этот город Укуль (Ukul). Поначалу это был рядовой город государства Шукальнах, столица которого находилась в городе Лаканха, к западу от Бонампака. Но в седьмом веке столицу из Лаканхи перенесли в Укуль. Примерно в это же время одно из соседних царств — Сакци — не без успеха предпринимает попытки занять доминирующее положение в регионе. В числе прочих городов под влияние правителей Сакци попала и старая столица Шульканаха — город Лаканха. В итоге серии конфликтов к концу восьмого века правитель Шукульнаха Яхав Чан Муван II при поддержке правителей Яшчилана одерживает окончательную победу над Сакци. В честь этого события и были созданы знаменитые фрески Бонампака. Эта же победа стала его лебединой песней, уже в девятом веке царство Шульканах, как и соседние низинные государства майя, пришло в упадок и постепенно прекратило свое существование.

Как добраться

Археологическая зона Бонампак расположена в джунглях Лакандонской сельвы в штате Чиапас.

 

Самый простой способ попасть в Бонампак — купить экскурсию в турагенствах Паленке и Сан-Кристобаля. Экскурсии стартуют из Паленке. Бывают на один и на два дня. Во время однодневной экскурсии кроме Бонампака посещается также  находящаяся неподалеку от Бонампака археологическая зона Яшчилан. Двухдневная экскурсия включает еще и посещение национальных парков и заповедников Лакандонской сельвы. Стоимость для ориентира — 850 и 1700 песо за одно- и двухдневную экскурсию соответственно.

На машине удобнее всего добираться из Паленке. Дорога большей частью прямая, но изобилующая деревнями с лежачими полицейскими, указатели на которых зачастую отсутствуют. Так что нужно быть внимательным. Трасса идет параллельно реке Усумасинта, которая является границей между Мексикой и Гватемалой. На трассе могут встретиться военные посты, к туристам отношение как правило доброжелательное, дальше уточнения откуда и куда путь держим дело не доходит. Еще и дорогу подскажут.

В нужном месте на трассе будет стоять указатель на съезд. Но доехать на своей машине до самой археологической зоны не получится. Примерно на полпути от трассы дорогу преграждают и сообщают что далее проезд на своем транспорте запрещен. Можно проехать только на специальном транспорте, за 70 песо с человека. Кто не хочет платить — идет пешком. Таким образом местное население поправляет свое финансовое положение. Ругаться смысла нет, это не иницатива местных бездельников, а вполне официальная и характерная для этого региона форма поборов с туристов. Специальный транспорт представляет собой древний микроавтобус, с водителем которого необходимо договориться через какое время он приедет забрать вас обратно.

 

Часы работы: ежедневно 08.00 — 16.45.
Стоимость билета:  46 песо, видеосъемка — еще 45 песо. Общее для всех объектов, находящихся в ведении INAH (государственная организация, заведующая археологическими объектами в Мексике), правило — съемка со штатива считается профессиональной и требует дополнительной оплаты (порядка четырех тысяч песо за фотосъемку и около восьми тысяч за видео).

 

Ориентиры

Археологическая зона Бонампак состоит из трех зон — основной зоны и двух небольших отдельно стоящих групп пирамид, находящихся к западу и к северу от основной зоны — Кемадо (Quemado) и Фрей (Frey). Основная зона представляет собой расчищенную от джунглей площадь, окруженную со всех сторон постройками. Главный акрополь находится на южной стороне площади. От построек, расположенных на восточной и западной сторонах уцелели только платформы, которые вероятнее всего использовались в качестве жилых помещений, а в северной части сохранились две постройки, использовавшиеся в качестве храмов.

Одно из них — Здание 15  (Edificio 15) — представляет собой типичную для майя платформу с остатками стен расположенного на ней храма. Здесь была обнаружена разбитая скульптура, изображающая человека, возможно правителя.

 

Общий вид археологической зоны от Здания 17

В центре площади установлены две стеллы:

На Стелле №1 (Estela 1) изображен правитель Яхав Чан Муван II. В правой руке он держит церемониальный посох:

 

По обеим сторонам лестницы акрополя установлены еще две стеллы, прославляющие все того же Чана Мувана II:

Стелла №3 (Estela 3) изображает его военный триумф. Сидящий на коленях человек — пленник, возможно, правитель соседнего царства Сакци.

На Стелле №2 (Estela 2) Чан Муван II изображен во время ритуального кровопускания. Человеческая кровь по верованиям майя давала богам силу для того чтобы они могли сохранить этот мир. И кровь правителей майя с их статусом полубогов служила этих целей лучше всего. В ритуале также участвуют две женщины, перед Чан Муваном изображена его мать, а позади него — жена.

 

Акрополь Бонампака представляет собой трехуровневую террасу. Главная достопримечательность Бонампака — Храм Фресок находится на первом уровне акрополя, в правой его части.

Акрополь
 

Как нетрудно догадаться название свое он получил из-за хорошо сохранившихся настенных росписей, расказывающих о деяниях все того же Чана Мувана II. Какие именно события изображены на стенах помогают понять более ста иероглифических текстов, поясняющих рисунки.

В первой комнате изображается праздник, посвященный представлению сына правителя как его наследника:

В центре группы людей изображен сам Чан Муван II, его окружают представители знати, а наследник стоит на возвышении справа.

В нижней части стены изображены танцоры и музыканты:

Видео из первой комнаты
 

На фресках во второй комнате изображена сцена битвы. Напротив входа Чан Муван II лично берет в плен короля Сакци. За его спиной изображены воины Бонампака.

На стене над входом в комнату Чан Муван II уже стоит в роли победителя:

Перед ним на коленях стоят пленники. Если приглядеться, то можно заметить что у первого из сидящих пленников идет кровь из пальцев руки — перед принесеним в жертву богам пленным обычно вырывали ногти.

 

Видео из второй комнаты
 

Сюжет фресок третьей комнаты — празднество по случаю победы в битве. Одна из сцен — женщины в белых одеждах участвуют в ритуальной церемонии кровопускания. Их кровь будет принесена в дар богам:

Танцоры и музыканты:

Чан Муван II в окружении знати:

 

Видео из третьей комнаты
 

На третьем уровне акрополя находится группа из шести небольших храмов:

Кое-где сохранились следы рисунков, покрывавших когда-то их стены:

Если есть желание полазить по джунглям, то можно попробовать найти расположенные за этими храмами остатки других построек, которые как считается были построены здесь одними из первых, но почти не сохранились.

Вид на площадь с вершины акрополя:

 

 

Январь 2013, Мексика, Чиапас, Паленке

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: