Россия, Калининград

Калининград-Кенигсберг — бывший город-крепость, основанный Тевтонским орденом при посредстве чешского короля Отокара II. Город Канта и «задачи о семи мостах».

Несмотря на возраст и богатую на события историю (а может и благодаря ей), как такового исторического центра (как например районы Старого города в соседних Вильнюсе и Риге) в Калининграде нет. Город очень сильно пострадал во время Второй мировой войны, а то немногое что после нее осталось было либо разобрано на строительные материалы, либо просто уничтожено для расчистки территории.

Тем не менее, в Калининграде есть на что посмотреть.

 

Кафедральный собор

Кафедральный собор расположен на территории бывшего района Кнайпхоф. Во время ВМВ этот район сильно пострадал от английских бомбежек и после окончания войны его решили не восстанавливать, а наоборот, разобрали то что осталось на восстановление других городов. Позже здесь разбили парк и теперь этот район среди местных называется просто «Остров».

 

Собор также пострадал довольно сильно, но внешние стены сохранились. И в девяностых годах его начали восстанавливать.

 

Южная часть собора и могила Юлиуса Руппа:

 

Мемориал И. Канта, после ВМВ только эта часть собора сохранилась неповрежденной:

 

Внутри собора находится музей. В основном помещении собора проводятся органные концерты.
Второй этаж отдан под историю города:

 

На третьем этаже находится Валленродтская библиотека, точнее уцелевшая ее часть. Названа по имени основателя — канцлера Валленродта.

 

На четвертом — мемориальный зал И. Канта:

 

Речная прогулка

Возле собора гостям города предлагают совершить часовую речную прогулку с гидом.

Впереди пешеходный Юбилейный мост, от него в доль набережной до Медового моста расположился этнографический комплекс «Рыбная деревня» — небольшой квартал в немецком стиле.

 

Скульптура Николая Чудотворца — покровителя моряков:

 

Экспонаты Музея Мирового океана (подробнее см. ниже).

Траулер СРТ-129:

 

Подводная лодка Б-413:

 

Научно-исследовательское судно «Витязь»:

 

Судно космической связи «Космонавт Виктор Пацаев»:

 

Акватория калининградского порта:

 

Фортификационные сооружения

Кенигсберг всегда был известен как город-крепость. До настоящего времени сохранились оборонительные сооружения XIX века и т.н. «Ночная пелерина Кенигсберга» — кольцо фортов вокруг города.

Постройки XIX века к началу века XX утратили свое оборонительное значение и большей частью были отданы городским властям. Те из них, что мешали городу расти (например некоторые ворота) были снесены, оставшиеся были приспособлены под гражданские нужды.

Королевские ворота:

 

Закхаймские ворота:

 

Бранденбургские ворота:

 

Фридландские ворота:

 

Росгартенские ворота:

 

По соседству с ними находится оборонительная башня Дона (Der Dona), в ее помещениях находится музей янтаря:

 

На противоположной стороне Верхнего пруда находится вторая оборонительная башня — башня Врангель (Der Wrangel):

 

Музей Мирового океана

Музей мирового океана расположен большей частью на набережной Петра Великого и представляет собой большой комплекс различных экспозиций на морскую тематику.

В главном корпусе расположен информационный центр, кассы, аквариумы с экзотическими рыбками и временные экспозиции (в моем случае это была выставка метеоритов). Также здесь есть небольшая смотровая площадка с маяком.

Рыбок в аквариумах фотографировать нельзя, зато можно сфотографировать скелет кашалота.

Основа рациона кашалотов — гигантские кальмары:

Вот при помощи такой пушки и был добыт советскими китобоями неудачливый хозяин скелета:

 

Вид на набережную со смотровой площадки главного корпуса, слева «Витязь», за ним «Космонавт Виктор Пацаев»:

 

Расположенный здесь же маяк:

 

На площадке перед главным корпусом можно посмотреть на те экспонаты, которым не нашлось места в помещениях музея. Тут и якори, и старинные и не очень пушки, и узлы кораблей и подводных лодок, и спасательные шлюпки и приспособления, и еще много чего.

 

Подводный обитаемый аппарат «Тетис», использовался в связке с траулерами для наблюдения за тралами и рыбой:

 

Подводный обитаемый аппарат «Пайсис-VII», использовался для научных погружений на глубину до двух тысяч метров:

 

Рядом со зданиями музея на набережной пришвартованы четыре особенных экспоната:

— дизельная подводная лодка Б-413;
— научно-исследовательское судно «Витязь»;
— средний рыболовный траулер СРТ-129;
— судно космической связи «Космонавт Виктор Пацаев».

Пожалуй самый интересный из них — Б-413. Эта подводная лодка была спущена на воду в 1968 году и до 1999 года входила в состав ВМС. После списания своим ходом дошла до Калининграда и стала здесь на вечную стоянку в качестве музейного экспоната.

 

Вид из кормового люка, на переднем плане видно крышку аварийного люка:

 

Вход в носовой люк:

 

Лодка состоит из семи отсеков, разделенных переборками.

Первый отсек лодки — носовой торпедный и жилой отсек.

Здесь расположены шесть торпедных аппаратов, еще четыре находятся на корме лодки. Справа видно торпеду на полке. Всего Б-413 могла нести 22 торпеды.

В первом, третьем и седьмом отсеках находятся сотрудники музея и рассказывают всем желающим об устройстве и назначении того или иного комплекса.

 

Внутри лодки организована экспозиция, посвященная истории и развитию нашего подводного флота. На фото расположена модель «Потаенного судна» Ефима Никонова, построенного им в 1724 году. Сама идея по тем временам была новаторская, но вот с реализацией не сложилось. «Потаенное судно» трижды проходило испытания и ни разу их не прошло.
За «Потаенным судном» находится модель иностранного аналога.

 

Пройдя через люк переборки попадаешь в носовой аккумуляторный и жилой отсек. Здесь находятся первая и вторая группы аккумуляторов, каюты командира и офицеров, рубка гидроакустиков и офицерская кают-компания.

 

Каюта командира подводной лодки:

 

Рубка гидроакустиков:

 

Кают-компания офицеров, при необходимости использовалась как операционная:

 

Гальюн:

 

Следующий отсек — Центральный пост. Отсюда осуществляется все управление лодкой.

Комплекс управления всплытием и погружением лодки:

 

Действующий перископ:

 

Четвертый отсек — кормовой аккумуляторный и жилой отсек. Кроме аккумуляторных групп здесь расположены каюты офицеров и мичманов, рубки радистов и особого назначения, секретная часть, кают-компания старшин и камбуз.

Рубка особого назначения:

 

Рубка радистов:

 

Каюта старшего механика:

 

Камбуз:

 

Далее идут дизельный и электромоторный отсеки.

В этих желтых «ящиках» и находится дизельное сердце лодки.

 

На глубине лодка использует для движения электромоторы, а дизельные моторы используются для подзарядки аккумуляторных батарей.
И последний — кормовой торпедный и жилой блок.

Слева на переднем плане находится спасательный костюм, за ним видны трехъярусные койки для матросов.

 

Аварийный люк:

 

Кормовые торпедные аппараты, в случае аварии также могут использоваться для эвакуации с лодки:

 

Кроме Б-413 я побывал на «Витязе». Это бывший немецкий грузопассажирский теплоход «Шихау», использовавшийся во время войны как военный транспорт. После войны по репарации судно перешло к СССР и, начиная с 1949 года, использовалось как научно-исследовательское судно АН СССР. За тридцать лет судно прошло более восьмиста тысяч миль и совершило 65 научных рейсов. В свое время на его борт поднимались Жак Ив Кусто и Тур Хейердал. С него была впервые измерена глубина Марианской впадины и открыт новый тип морских животных.

В качестве музея он включает экспозиции посвященные истории изучения мирового океана и истории географических открытий и судоходства. Восстановлены исторические интерьеры кают и прочих помещений. Также есть небольшая экспозиция янтаря (Калининград же :)).

На СРТ-129 и судно космической связи «Космонавт Виктор Пацаев» я не пошел в виду нехватки времени.

Кроме этих объектов, экспозиции музея есть в расположенных рядом с главным корпусом портовых зданиях, а также в Королевских и Фридрихбургских воротах.

 

Этнографический и торгово-ремесленный центр «Рыбная деревня».

 

Центр представляет собой комплекс зданий, стилизованных под довоенную немецкую застройку. Предполагается что «Рыбная деревня» станет одной из достопримечательностей Калиинграда. Сейчас здесь есть гостиницы, рестораны, сувенирные магазины. Строительство центра еще не завершено.

 

Вид на Кафедральный собор из «Рыбной деревни»:

 

Разное

Железнодорожный мост, раньше центральня часть поднималась для прохода судов. Сейчас подъемный механизм не функционирует.

 

Бывший трамвайный мост:

 

Самый известный долгострой Калиниграда — Дом Советов. Строительство было начато еще в 1970 году на месте руин Королевского замка. К концу 80-х здание было почти достроено, но в связи с переменами в стране приостановлено. В дальнейшем предпринимались неоднократные попытки довести работы до конца, к 750-летию города даже произвели небольшой ремонт. Но в эксплуатацию здание так и не было принято и дальнейшая судьба дома неизвестна.

 

Памятник морякам, сражавшимся в Великую Отечественную войну:

К сожалению, нашлись идиоты, которым хватило ума расписать его краской.

 

Памятник 1200 гвардейцам 11-ой гвардейской армии, погибшим при штурме Кенигсберга во время Великой Отечественной:

 

Домик смотрителя мостов, расположен возле Высокого моста, постройка конца 19 века:

Проспект Мира:

 

Почтовые ящики:

 

Кирха памяти королевы Луизы, сейчас здесь находится театр кукол:

 

Памятник Барону Мюнхаузену в ЦПКиО:

Кроме этого есть еще памятник сапогу барона в Рыбной деревне.

 

Памятник В. Высоцкому в ЦПКиО:

 

«Медовый» мост:

 

Подземное кафе, что было в этом месте до того как тут организовали кафе осталось загадкой:

 

Машины ДПС в Калининграде, если бы не «люстра», то и не догадаешься что это ДПС:

 

И в заключение, ночной Калининград.

Площадь Победы:

 

Кафедральный собор Христа Спасителя:

 

Храм Святых Петра и Февронии:

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: