Германия, Мюнхен (München), Часть 1 — От ворот до ворот

 

Мюнхен (München) — столица Баварии и один из самых популярных среди туристов городов Германии. Популярность эта вполне заслуженная. Великолепный Старый город, богатые коллекции Старой и Новой Пинакотек, Немецкий музей и музей BMW, богатые на достопримечательности окрестности, наконец, баварское пиво и фестиваль Октоберфест — все это Мюнхен.

Охватить все это за те два дня, что были выделены у меня на Мюнхен невозможно. За два дня мне не удалось осмотреть все интересное даже в одном только Мюнхене (будет повод вернуться). Несмотря на это отчет получился довольно объемистый. Поэтому для удобства он разбит на три части: первая часть описывает классическую пешеходную прогулку по историческому центру города, которую условно можно назвать «от ворот до ворот», вторая часть состоит из описания отдельных достопримечательностей Мюнхена, и, наконец, третья часть содержит мои сугубо субъективные впечатления о местной гастрономии.

 

Часть первая, От ворот до ворот.

Вообще, согласно путеводителям прогулку по историческому центру Мюнхена нужно начинать от Карловых ворот и далее двигаться на восток по центральной магистрали Старого города, образованный переходящими друг в друга улицами Нойхаузерштрассе, Кауфингерштрассе и Таль. Мне же было удобнее сделать все наоборот.

Ворота Изартор (Isartor) — восточные ворота Старого города, одни из трех, сохранившихся от средневековых укреплений Мюнхена. В отличии от Карловых (западных) и Зендлинских (южных) ворот, Ворота Изартор почти не претерпели изменений со времен своей постройки в четырнадцатом веке.

Ворота обращены в сторону моста Людвига на реке Изар. С этого моста (не с того моста, который существует сейчас, а с его предшественника на этом месте, конечно) и началась история будущей столицы Баварии. Первый мост был построен здесь Генрихом Львом для того чтобы наладить торговый путь через свои владения (собирая при этом пошлины за провоз товаров, в основном соли). Кроме постройки своего моста ему пришлось уничтожить находившийся по соседству мост принадлежащий общине монахов-бенедиктинцев. Родившийся из этого спор между Генрихом и монахами разрешился в пользу Генриха. Что и дало толчок к развитию на этом месте города.

На внешней стороне ворот находится фреска, изображающее триумфальное возвращение в Мюнхен Людвига IV Баварского после битвы при Мюльдорфе, в которой он разбил своего основного конкурента на трон Священной Римской Империи — австрийского короля Фридриха III. Фреска была добавлена во время реконструкции ворот в девятнадцатом веке.

 

За воротами Изар начинается улица Таль (Tal), образующая вместе с улицами Кауфингерштрассе и Нойхаузерштрассе центральную магистраль Старого города.

 

В конце улицы, перед выходом на площадь Мариенплац, находится здание Старой Ратуши (Altes Rathaus):

Первая городская ратуша была построена на этом месте вскоре после получения Мюнхеном статуса города. Нынешнее здание было построено в конце пятнадцатого века, но позже не раз реконструировалось и перестраивалось. Особенно сильно зданию досталось во время Второй мировой войны. Большой зал ратуши, в котором и проходили заседания городского совета, тем не менее, сохранился практически без изменений.

Сейчас в здании Старой ратуши находится музей игрушек.

Старая ратуша со стороны Мариенплац:

 

У подножия башни установлена бронзовая скульптура девушки, в левой руке которой стараниями доброжелателей почти всегда находится живой цветок. Это копия памятника Джульетте. Оригинал находится в Вероне (городе-побратиме Мюнхена). Как и у итальянского оригинала, правая грудь мюнхенской Джульетты истерта страждущими (считается, что сей ритуал помогает в любовных делах).

 

Площадь Мариенплац (Marienplatz) — центральная площадь, названная в честь Девы Марии, покровительницы Баварии. Первое, на что устремляются взоры тех, кто оказался здесь впервые, это, несомненно, Новая Ратуша (Neues Rathaus):

Начало строительства нового здания для городской ратуши пришлось на вторую половину девятнадцатого века, когда в моде была неоготика. Для того чтобы расчистить место под стройку было снесено более двадцати домов. Строили же ее почти сорок лет.

Здание ратуши увенчано башней высотой 85 метров, на верхней площадке башни находится смотровая площадка. Шпиль башни увенчан символом Мюнхена — мальчик-монашек, изображаемый на городском гербе.

    

Отдельного упоминания заслуживает часовой механизм башни. Каждый день в 11 и 12 утра на башне ратуши разыгрывается 15-минутное представление: сначала разыгрывается сцена с рыцарским турниром в честь свадьбы Вильгельма V, во второй части представления изображается так называемый «танец бондарей», исполнявшийся в средние века честь окончания чумы. Все это действо сопровождается мелодией, исполняемой на сорока трех колоколах, установленных здесь же на башне.

 

В противовес Старой ратуше, Новая ратуша Мюнхена изобилует декоративными элементами — разнообразные скульптуры с историческими персонажами, барельефы и балконы украшают ее фасад:

Атакующий людей дракон на стене ратуши символизирует чуму:

Один из внутренних дворов ратуши. Верхний ряд арок расположенной в левой части фотографии лестничной башни украшают пары животных, символизирующих человеческий возраст (например, 40 лет символизирует пара лев-павлин, а 80 лет — кот-сова):

Ратушный погребок — Ratskeller — традиционный для Германии ресторан при ратуше. Чек здесь так же традиционно выше, чем в среднем по городу.

 

У здания Новой ратуши находится самый старый городской фонтан — фонтан «Рыба» (Fischbrunnen). С ним связаны две забавные традиции. Первая, уже потерявшая свою актуальность, купание в фонтане подмастерьев мясников перед тем как они переходили в разряд полноценных мастеров своего дела. Вторая, актуальная и по сей день, заключается в том, что раз в год, в первый день католического Великого поста (т.н. называемую Пепельную среду) горожане во главе с бургомистром Мюнхена моют в этом фонтане свои кошельки. Процедура эта, как не трудно догадаться, предназначена для того чтобы кошелек не пустел, а наоборот усиленно пополнялся.

 

В центре Мариенплац стоит 11-метровая колонна Марии (Mariensäule), установленная в честь изгнания из Мюнхена шведов во время Тридцатилетней войны.

    

По углам мраморного пьедестала располагаются скульптуры ангелов, попирающих четыре людских бедствия: чуму (дракон) , голод (змея), войну (лев) и ересь (василиск):

    

       

 

К югу от Мариентплатц находится самая старая церковь в Мюнхене — церковь Святого Петра, или Старый Петр, как называют его горожане. Имеющиеся исторические источники указывают на то, что она была построена в двенадцатом веке при герцоге Оттоне I. Хотя существует предположение, что до этого тут находилась церковь монастыря бенедиктинцев, а при Оттоне I ее просто перестроили. Церковь не раз перестраивалась и позднее, например ее 93-метровая башня была возведена во время реконструкции четырнадцатого века, а нынешний барочный облик церковь приобрела в семнадцатом. В 1371 году на ее башне были установлены первые городские механические часы, а спустя шестьдесят лет при ней была открыта первая городская школа.

На вершине башни открыта смотровая площадка:

Тот, кто не поленится преодолеть 308 ступеней, будет вознагражден отличными видами на Старый город.

Башня Старой ратуши и Церковь Святого Духа (Heilig Geist Kirche):

Когда-то рядом с ней находился городской госпиталь, а сейчас здесь находится Виктуалиен­маркт (Viktualienmarkt) — самый известный продуктовый рынок Мюнхена:

Вид на Мариенплац, Новую ратушу и Фрауенкирхе:

Желтое здание справа за Ратушей — Театинеркирхе, очень интересная церковь, подробнее про нее написано во второй части отчета. Вдали на горизонте виднеется Олимпийская башня.

 

Виктуалиен­маркт — продуктовый рынок выходного дня:

Ассортимент на любой вкус, и что самое важное, все это рассчитано в первую очередь на местных жителей, а не на туристов.

 

Туристам же предлагается культурно перекусить на открытом воздухе, благо с закусочными здесь тоже все в порядке.

Традиционный  баварский  туристический завтрак:

 

Продолжением улицы Таль на западной стороне Мариенплац является пешеходная улица Кауфингерштрассе (Kaufingershtrasse). По обеим сторонам которой, оправдывая ее название, расположились дорогие магазины.

Кроме магазинов дорогих мюнхенцев и гостей города здесь развлекают уличные музыканты и непонятные инсталляции:

 

Если не уходя далеко от Мариенплац свернуть с Кауфингерштрассе в один из переулков по правой стороне улицы, можно выйти к главному собору Мюнхена — Фрауенкирхе (Frauenkirche), или Собору Пресвятой Девы Марии.

Фрауенкирхе была построена во второй половине пятнадцатого века на месте романской церкви Святой Марии, бывшей семейной усыпальницей баварских правителей и в силу этого занимавшей главенствующее положение среди мюнхенских церквей. Поэтому, когда было принято решение о постройке на ее месте новой церкви, денег на стройку не жалели и в результате построили гигантскую по тем временам церковь, которая могла вместить больше людей, чем в Мюнхене на тот момент проживало.

    

Из-за своих размеров и окружающей ее застройки рассмотреть Фрауенкирхе во всей ее красе можно только высоты, например со смотровой площадки церкви Святого Петра:

Что интересно, хотя сама церковь была построена в готическом стиле, купола стометровых башен сильно выбиваются из норм готической архитектуры, своими формами больше напоминая более поздние барочные купола. При том, что построены они были задолго до того, как барокко зашагало по Европе.

Несмотря на свои внушительные внешние размеры, изнутри Фрауенкирхе кажется не такой уж и большой. Пространство центрального нефа «сжато» двумя рядами колонн. Пышным внутреннее убранство тоже не назовешь. Интерьер, как говориться, торжественен и строг. Отчасти это последствия разрушения церкви во время Второй мировой. После бомбежек сохранились только внешние стены и обе башни.

 

Если вернуться на Кауфингерштрассе и пройти еще дальше, то там, где она переходит в улицу Нойхаузерштрассе, расположена бывшая Августинская церковь. Сейчас внутри ее находится Музей охоты и рыболовства.

У входа в музей установлено две фигуры из бронзы, олицетворяющие собой охоту и рыболовство — кабан и, судя по всему,  сом. Пятачок кабана традиционно наполирован туристами до блеска:

 

Рядом с музеем находится еще одно старинное здание. Само по себе оно ничем не примечательно, но если приглядеться, то на его углу можно увидеть что-то вроде макета башни с позеленевшим куполом и фигурой человека под ней. Этот макет изображает стоявшую рядом Красивую башню (Schöner Turm), венчавшую городские ворота. Когда город вырос за пределы тогдашних городских стен и ворота утратили свою оборонительную функцию, над ними была построена башня со звонницей, используемой для извещения горожан о важных событиях. «Красивой» башня называлась неспроста — ее стены были украшены фресками, прославлявшими Мюнхен и его правителей. В начале девятнадцатого века башня была снесена как мешающая движению по улице и в настоящее время о ее существовании напоминает лишь памятная доска на стене соседнего дома и разметка того места где она стояла на уличной брусчатке.

 

А сразу за музеем находится еще одна церковь — церковь Святого Михаила (Jesuitenkirche St. Michael). Она была построена в новом для того времени архитектурном стиле Ренессанс для ордена иезуитов в конце шестнадцатого века богобоязненным герцогом Вильгельмом V в честь своего святого. Среди прочих баварских правителей здесь похоронен и Людвиг II, тот самый, что построил знаменитый на весь мир замок Нойшванштайн.

Расположенный рядом с церковью фонтан, был установлен в 1962 году в честь Рихарда Штрауса, который был уроженцем Мюнхена. Сюжетом для фонтана послужила его опера «Саломея».

 

Чуть дальше по левой стороне улицы располагается Августинер Гроссгаштат (Augustiner Großgaststätte) — фирменный пивной ресторан одноименной пивоварни. Не настолько раскрученный как Хофбройхаус, но это ему только в плюс. Что же касается самого пива, то как по мне, так Хофброй безоговорочно уступает Августинеру. Подробнее о пиве и ресторанах — в третьей части отчета.

 

Пройдя еще дальше, мимо здания Гражданского зала (Bürgersaalkirche), где находится могила священника-антифашиста Руперта Майера, Нойхаузерштрассе выводит к западной границе средневекового Мюнхена — воротам Карлстор (Karlstor). Изначально эти ворота назывались Нойхаузертор, но после проведенной во второй половине девятнадцатого века реконструкции они, как и расположенная за ними площадь, носят имя баварского герцога Карла Теодора. Судя по всему, большой любовью народа он не пользовался, горожане предпочитали называть это место Штахус (Stachus), в честь пивной, располагавшейся поблизости.

 

Рядом с воротами расположен фонтан с забавным названием Брунненбуберль (Brunnenbuberl). После того как в 1895 году он был здесь установлен часть горожан возмутил вид нагого мальчика. Доходило до того, что некоторые всерьез предлагали его одеть.

 

На этом первая часть заканчивается, продолжение во второй части…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: